Правила затемнённости стёкол контролируются ПДД РФ, которые в свою очередь опираются на нормативы, прописанные в ГОСТе 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта» и Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/ 2011.
Согласно представленным документам, водители должны придерживаться установленных норм светопропускной способности автомобильных окон, контроль за которыми осуществляется с использованием специального технического средства, называемого тауметром.
Назначение
Тауметром называется портативное устройство, предназначенное для осуществления процедуры измерения коэффициента светопропускной способности стёкол или тонировочной плёнки.
В процессе выполнения замера на экран выводятся процентные показатели, значение которых характеризуют определённое количество световых лучей, проникших сквозь исследуемое покрытие. Это осуществляется с помощью источника излучения и приёмника, оснащённого измерительным блоком.
Все модели тауметров работают по следующему принципу:
- Поверхность, предназначенная для проверки просвечивается с помощью излучателя.
- Часть светового потока, проникающая сквозь представленный образец попадает в приёмник.
- Полученные показания преобразуются измерительным блоком, который выдаёт соответствующий коэффициент в процентном соотношении на цифровой дисплей.
Прибор используется следующими категориями лиц:
- Инспекторами ГИБДД.
- Сотрудниками пунктов технического осмотра ТС.
- Специалистами специализированных центров, занимающихся тонированием автомобилей.
Лица, уполномоченные на проверку
Использовать тауметр и применять его показания для составления протокола может любой сотрудник полиции, начиная от рядового и заканчивая генералом.
Данное условие прописано в следующих документах:
- Ст.28 3 КоАП РФ «Показания технических средств».
- Ст. 28.3 ч. 1 КоАП РФ «Должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении».
Такие сведения имеются и на официальном сайте gibdd, представлены они следующим образом:
Вопрос о специальных званиях для данной категории определяется в соответствии со ст. 26 закона «О полиции»:
Действия, связанные с измерением светопропускания стекла осуществляются выполнением действий, прописанных в руководстве использования к данному техническому средству.
Правила замера тонировки
Из информации, приведённой ранее следует, что осуществлять замер светопропускания стёкол автомобиля может не только инспектор ДПС, но и любой другой сотрудник полиции, имеющий специальное звание.
Действие может осуществляться не только на стационарном посту, но и в любом другом месте. Однако, если последний имеет подозрения несоответствия тонировки машины установленным нормативам, а тауметра у него при себе не имеется, заставить водителя проехать с ним он не имеет права.
Процедура осуществления замера осуществляется относительно регулирующих его документов, основным из которых является, ГОСТ 8.831-2013, составленный на основании нормативов ГОСТов, приведённых ниже.
Исходя из этих бумаг, процесс проверки светопропускной способности стёкол машины имеет ряд особенностей, знать которые желательно каждому автовладельцу, пользующемуся тонированным авто:
- Согласно п. 76 Административного регламента ГИБДД, прибор должен иметь сертификат, подтверждающий пройденную ежегодную проверку и пломбу на корпусе.
- На показаниях прибора могут сказаться погодные условия, например согласно ГОСТу 8.831-2013, температура окружающего воздуха должна находиться в диапазоне от +23 до + 27 ⁰С. Однако, если взять в пример руководство по эксплуатации к устройству «Блик-Н», там есть сведения, что «..сохраняет работоспособность при циклическом воздействии температуры от −1 до +20⁰С». Такое расхождение в 2 официальных документах часто используется юридически грамотными автовладельцами в качестве оспаривания неправомерных протоколов в судах.
- Погрешность тауметра может превышать установленные нормы, при осуществлении замера в условиях низкого или высокого атмосферного давления. Оптимальным считается интервал от 560 до 800 мм. ртутного столба.
- Время суток на результат измерения современными приборами не влияет.
- Повышенное содержание влаги в воздухе тоже может сказаться на показаниях, минимальный процент погрешности в данном случае будет при погодных условиях, находящихся между 45 и 85% влажности.
- Сам процесс измерения должен выполняться в 3 точках. Несоблюдение данного пункта является грубым нарушением со стороны полицейского, аннулируя полученные ранее сведения.
- Степень затемнённости задних стёкол не нормируется — такое условие приписано в ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта» п. 5.1.2.5.
Примечание! ГОСТ 27902-88, часто упоминающийся на автомобильных форумах, устарел и был отменён 01.10.2015 г, а вместо него введён указанный ранее 8.831-2013.
Несмотря на то, что любое совпадение с конкретным случаем любой из приведённых ситуаций, отменяет полученные ранее показатели, инспектор вперёд всего составит протокол об административном правонарушении в соответствии с п. 3 ст. 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправности или условия, запрещающего его эксплуатацию».
В этом случае водителю останется только 2 пути:
- Оплатить штраф, оставляющий 500 руб., а с условием ФЗ № 437 от 22.12. 2014 «Вежливый водитель», внёсшим коррективы в ст. 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» КоАП РФ, в течение 20 дней с даты вынесения постановления, он может внести только половину стоимости, то есть всего 250 руб. 2. Обжаловать действия инспектора в лице вышестоящего руководства или в суде в 10-дневный срок. При этом в протоколе необходимо указать, что с решением не согласен, так как измерения осуществлялись с нарушением условий, необходимых для выполнения измерений согласно сведениям, представленным в ГОСТ 32565-2013. Далее нужно перечислить какие именно условия были не соблюдены.
Исходя из судебной практики, смысл препираться есть только в том случае, если процентное соотношение затемнённости находится в соответствующей нормативам величине или расположено близко к ней, так как вперёд всего будет назначен повторный измерительный процесс.
Только после него и будет составлена окончательная картина происходящего и вынесено заключительное решение.
Проверка инструмента
Согласно инструкции по использованию данного измерительного прибора, сотрудник ДПС должен подготовить его к работе выполнением следующей проверки:
- Переключить тумблер «ВЫКЛ» в верхнее положение.
- Проверить работу всех сегментов индикатора.
- Прогреть системы функционирования измерителем в режиме холостой работы не менее 3 — 4 минут.
- Подобрать из комплекта соответствующую толщине стекла технологическую оправу.
- Установить её между приёмной и передающей головками. Делается это путём изъятия последних из гнёзд устройств, где они фиксируются с помощью магнитов.
- Регулирующим переключателем выставить показания равные 100%.
- При появлении мигающих обозначений отключить их с помощью рукоятки.
Такой процесс подготовки к работе должен осуществляться перед каждым замером.
Модели и технические характеристики
Наиболее распространённые устройства для измерения затемнённости стекла, использующиеся в России это модели следующего типа:
- «Блик-Н».
- «Тоник». Видео: Тоник. Прибор для измерения тонировки стекол автомобиля.
- «Свет». Видео: Свет. Прибор для измерения тонировки стекол автомобиля.
- ИСС-1.
Все устройства являются утверждёнными Росстандартом (gost), а сведения о них внесены в Государственный реестр средств измерений (gosreestrr).
Это обозначает, что все они прошли тестирование в государственных центрах испытаний и допущены к использованию на территории РФ.
Помимо этого, обязательным является соответствие следующим документам, дублирующим информацию из представленных ранее нормативов, регулирующих нормы тонирования окон автомобиля:
- ГОСТ Р 51709-2001 «Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки автотранспортных средств».
- ГОСТ 27902-88 «Стекло безопасное для автомобилей. Определение оптических средств».
Согласно этим нормативам, а также инструкции по применению прибора и осуществляется его применение. В качестве примерного ознакомления с техническими характеристиками измерительных приборов, применяющихся для определения светопропускной способности автомобильных стёкол.

Что такое регулируемая тонировка стекол автомобиля читайте здесь.
Можно воспользоваться представленной ниже таблицей. В ней приводятся сведения, которые относятся к наиболее распространённому типу: модели «Блик-Н».
Таблица 1. Технические характеристики тауметра «Блик-Н».
Инструкция по применению
Как и ранее, в качестве примерного ознакомления, используется инструкция по применению тауметра модели «Блик-Н».
Порядок измерительных работ осуществляется на доведённом до «рабочего» состояния устройстве, как проверяют прибор и подготавливают его к работе, рассказывалось ранее.
Процедура замера заключается в следующем:
- Приёмная головка устанавливается с одной стороны исследуемой поверхности.
- Передающая с другой. При этом нужно быть аккуратным, так как их фиксация осуществляется с помощью магнитов, поэтому в момент соединения с поверхностью головка может удариться о стекло.
- Приёмная головка слегка смещается в сторону от передающей. Выполняется это до того момента как будет получена максимальная величина, показанная на экране устройства.
- Чтобы получить коэффициент светопропускания нужно умножить её на 100.
- Полученное число будет соответствовать искомому процентному соотношению.
Технология замера другими моделями может несколько отличаться, например, тауметр «Свет» в своей конструкции не предусматривает наличие магнитов для фиксации, поэтому в процессе измерения необходимо держать обе головки руками.
Стоимость тауметров
Тауметр является специализированным устройством, предназначенным для использования в узком кругу специализированных лиц.
В собственности у обычного автовладельца такие приборы встречаются крайне редко:
- В первую очередь это связано с тем, что он необходим для конкретного измерения, не требующегося в домашних условиях.
- Помимо этого, каждые 12 месяцев, измеритель должен проходить проверку компетентными государственными органами, предоставляющими, в качестве его соответствия подтверждающий документ.
Органы МВД приобретают его по договору госзакупки, поэтому представленные далее сведения будут для них неактуальны, а вот частные предприниматели, занимающиеся тонировкой или занимающиеся проверкой технического состояния ТС могут заинтересоваться.
Итак, со стоимостью тауметров разных моделей можно ознакомиться из следующей таблицы.
Таблица 2. Цена тауметров.
Примечание! Цены взяты с сайта производителя или его эксклюзивных дистрибьюторов.
Помимо этого есть вероятность того, что можно подобрать интересующую модель на вторичном рынке, в этом случае стоимость не превышает 15 000 — 20 000 руб.. Однако, за качество полученных с их помощью измерений продавец гарантии не даёт.
Автовладельцы, заинтересовавшиеся вопросом соответствия их тонировки действующим нормативам могут воспользоваться китайской продукцией. Естественно, никаких сертификатов качества на неё не будет, ровно как, и гарантии получения правильных результатов измерений. Стоимость приборов из Поднебесной начинается от 500 руб.
Многие водители настоятельно отказываются снимать тонировку с передней части автомобиля, мотивируя свои действия нежеланием оказываться на виду общественности в момент стояния в пробках мегаполисов, а также защищая салон машины от солнца.
По их мнению лучше заплатить 250 руб., но продолжать пользоваться таким авто. Другая категория лиц, зная, как обмануть прибор и инспектора пользуется двойным остеклением, съёмной тонировкой и другими методами затемнения.

Про съемную тонировку UltraVision читайте здесь.
Электронная тонировка, информация в этой публикации.
Специально для таких настойчивых автовладельцев, Правительство рассматривает увеличение меры наказания по ст. 12.5 КоАП РФ в десятикратном размере. Может быть это позволит снизить количество «чёрных» автомобилей в наших городах.